На втором этаже главного здания Физтеха находится мемориальный музей Абрама Федоровича Иоффе. Музей организован в 1989 году по инициативе Жореса Ивановича Алферова. Открытие музея состоялось 23 сентября — в день рождения Физтеха и было приурочено к 110-й годовщине со дня рождения А.Ф. Иоффе. На церемонии открытия музея присутствовал Дмитрий Сергеевич Лихачев. Художественное оформление музея осуществил художник Энгель Насибулин.
В Физико-техническом институте, который в 2008 году отмечал свое 90-летие, Абрам Федорович Иоффе работал более 30 лет (1918‒1950 гг.) будучи бессменным директором созданного Института. В 1960 году — после смерти Абрама Федоровича — Физико-техническому институту было присвоено его имя.
Помещение музея немногим более 22 кв. м. В небольшом пространстве собраны подлинные предметы, принадлежавшие академику А. Иоффе. Известно, что в годы создания института (1918‒1921 гг.) Правительством Петрограда было принято решение передать из Зимнего дворца в пользование вновь организованным советским учреждениям часть мебели, не представляющей художественной ценности.
Абраму Федоровичу Иоффе предложили мебельный гарнитур из красного дерева: два книжных шкафа с зеркальными стеклами и встроенным диваном, три кожаных кресла и стулья.
Всю эту мебель, а также вещи, принадлежавшие Абраму Федоровичу, подарила Физико-техническому институту для музея его вдова — Анна Васильевна Иоффе, которая на протяжении трех десятилетий была спутницей его жизни и коллегой по научной работе.
Слева от входа — стенд с фотографиями Абрама Федоровича в разные годы жизни — детство, юность, зрелые годы.
На столе: оригинал диссертации «ELASTISCHE NACHWIRKUNG IM KRISTALLINISCHEN QUARZ», письменный прибор из нефрита и бронзы, фотографии в рамках и ваза с сухими цветами (по воспоминаниям знавших его людей — у Абрама Федоровича на столе всегда стояли цветы).На трех фотографиях — парный портрет Абрама Федоровича с женой, портрет Анны Васильевны Иоффе и портрет дочери академика — Валентины Абрамовны Иоффе, которая во время Отечественной войны участвовала в работах по размагничиванию кораблей.
Абрам Федорович любил живопись и неплохо разбирался в ней. Любимыми художниками были Леонардо да Винчи, И. Крамской и В. Серов. На левой стене — картины, подаренные Абраму Федоровичу сотрудниками в разные годы: Н. Рылов «Цветущий луг» и Н. Тырса «Городской пейзаж». Здесь же последний портрет академика, выполненный пастелью гатчинским художником Ю. Косеньковским по фотографии 1960 года . На стене у окна — небольшой портрет В.И. Ленина, который висел прежде в кабинете А.Ф. Иоффе.
На правой стене между книжными шкафами групповые фотографии ведущих ученых мира — участников Сольвеевских симпозиумов в Бельгии (Брюссель, 1924, 1931 и 1933 гг.). На эти симпозиумы собирался «золотой фонд физиков мира». Абрам Федорович очень ценил эти фотографии.
Справа от входа на стене — 6 фотографий, в которых запечетлены встречи Иоффе с ведущими физиками мира: П. Эренфестом, Ч. Раманом, Л. Бриллюэном, Н. Бором, А. Эйнштейном, Д. Франком, В. Шокли, Ирэн и Жолио Кюри и др.
На полках — физические приборы, принадлежащие академику и его сотрудникам: вольт-метр, 2 потенциометра, милли-вольтметр, термобатарея, модель магнита, 2 размыкателя («ключа»). Эти приборы — то немногое, что осталось из предметов, привезенных из командировок в Германию в 1921‒1924 гг.
Осенью 1940 года в дни празднования 60-летия Абрама Федоровича научным сообществом страны был организован юбилейный семинар в форме капустника с использованием кукол, изображающих ведущих физиков мира. Куклы были изготовлены мастерами Ленинградского театра марионеток им. Е. Деммени. Кукла «Поль Дирак» была передана в музей вдовой профессора М.М. Бредова – Натальей Алексеевной Ильинской.
Абрам Федорович любил путешествия и просто пешие прогулки и увлекался игрой в теннис. Здесь его теннисная ракетка, белая кепка и белые парусиновые туфли для летних прогулок и трость.
В музей приходят сотрудники и ученые из разных городов России и других стран. Гости с интересом рассматривают экспозицию, интересуются подробностями, делают записи в Книге почетных посетителей. За четверть века работы музея в нескольких таких книгах уже не одна сотня записей.
Фотогалерея
Свежие комментарии